Не раз встречал мнение, что преамп ММ Стингрея - это некий эталон набортной басовой электроники. Да-да, вот так, ни больше ни меньше. Но я не люблю категоричные утверждения.
Долго думал, с чего начать мой рассказ: с истории моего использования этого преампа или же с истории самого преампа. Так и не решил, поэтому рассказывать буду сумбурно.
Первое знакомство оказалось приятным. Блестящие ручки с фиксацией посередине! Что может быть лучше... Изучив его работу, оценив глубину регулировок, я понял, что это мостики Винна, даже не заглядывая внутрь. В связи с чем невероятно горд до сих пор.
Именно в той теме, где я высказал это свое предположение, Gunpowder выложил потом схему, которая фигурирует в этой статье, и, наверное, с этого все и началось. Я углядел откровенно спорные, мягко говоря, схемотехнические решения. Задача 3-полосной регулировки и "фирменного" звучания ММ решалась "в лоб" с уклоном в минимальное энергопотребление. Как будто пацану, заплатившему пару килобаксов за инструмент, будет не на что купить батарейку... Тем не менее, звук баса по-прежнему оставлял только позитивные эмоции, от бобра добра не ищут, зачем что-то менять, нарушать аутентичность? Но споры сомнений были посеяны. До поры.
Пора настала, когда мне приспичило обложиться исказилками, и пытаться добиться читаемого, четкого перегруза. Отбросив лишнюю скромность, скажу, что я не профан в области перегруза. Сумел в своем прогрессе изучения данного вопроса даже зайти далеко в неизведанные доселе области. Тут я стрелянный воробей, и меня на мякине не проведешь. Ухи сразу стали посылать тревожные сигналы прямо в мозг: что-то тут не то! И мозг услужливо напомнил, что именно, подняв из глубин памяти на поверхность с противным бульканием схему того преампа... В общем и целом, звук на перегрузе не был плохим или противным. Он был просто не тем, чего я хотел достичь. В подсознании как будто бился позыв нажать на кнопку байпасса этого преампа, НО КНОПКИ НЕ БЫЛО! Споры сомнений начали оживать и шевелиться...
Крутя ручки биг маффа и ГК, а также самого виновника торжества, я попутно открыл для себя несколько полезнейших вещей в области звукоизвлечения, а также настройки басового усилительного тракта. Все-таки львиная доля моих исканий и экспериментов в области перегруза и набортных преампов были в мире инструментов с короткой мензурой и большим количеством струн. А там специфика все-таки несколько иная. Потом решил купить Boss ODB3, чтобы развить достигнутый успех. Вот тут-то и настал момент истины, в Boss никогда не скупятся на гейн! И на где-то середине гейна мой ММ зашипел, как кот Зухель при виде веника. Споры сомнений проросли, заколосились и вызвали знакомый до боли зуд в руках...
Оказалось, что преампы Стингреев прошли сложный и витиеватый путь эволюции. Старые доэрниболловые преампы были двухполосными, причем высокие регулятор мог добавлять и убирать, а басы - только добавлять. Ручки были без фиксации посередине, разумеется.
Поэтому, чтобы получить "полку", надо, чтобы регулятор высоких был посередине, а низких - в ноль. Народ в 70-е к этому не привык. Ставили или все на макс, или все в ноль, в каждом случае думая, что имеют ровную АЧХ, а на самом деле получая "галку" в первом случае и завал высоких во втором. Вообще звук баса крайне тяжело испортить, но здесь было начало неразберихи, мифа "доэрниболловские стингреи круче", а главное - причина спорных схемотехнических решений в 3-полосном варианте. В инете есть только вот такая, немного кривоватая, но в целом верная схема:
Разработчики отказались от операционника LM4350 в пользу сдвоенного TL062, не отказавшись от уклона в сторону сверхнизкого энергопотребления. Но дело в том, что эти 2.2М в делителе и резюки последовательно входу опера предательски шипят. Да, этого не слышно, но лишь до того момента, когда мы захотим все это сильно-сильно усилить. На входе стоит странная цепочка, она сильно нагружает датчик, добавляет шума и делает подъем на 100 Гц. Типа "тот самый звук стингрея", спорно, спорно. Я подумал и решил, что МНЕ она не нужна.
Бросился к умным и уважаемым мной дядькам бить челом и испрашивать совета мудрого и благоразумного. Спешу выразить огромную признательность
LIONSOUND и
lart за ценные указания, помощь и рекомендации.
Я настаивал на следующих принципах:
- Мод должен быть 100% откатываемым к исходному состоянию. То есть никаких сверлений доп. отверстий, разрезания дорожек и т.д.
- Шум необходимо минимизировать в пределах, обозначенных в п.1, не рассматривая энергопотребление как ограничивающий параметр.
- Предусмотреть возможность байпасса преампа путем внедрения пуш-пулла.
В итоге пришли к вот примерно такому варианту: