Сегодняшняя лекция подытожит эпопею об усилках для звука.
Любопытство вызывали характеристики выходников. Индуктивность первички измерилась солидная: не менее 70 Гн.
Померим Ктр, генератор на первичке:
Ктр = 22,8, что дает для значения приведенного к анодам сопротивления нагрузки 4168 Ом. Внутреннее сопротивление одного триода 6Н6П порядка 2,2 кОм в РТ. Мммммм...
Пойдет.
Дефибрилляцию произведем переменным напряжением 220 В частотой 50 Гц.
Лампочки весело засветились, стабилитроны озарились тлеющим разрядом... Вот она, поэзия ламп. Умиротворение от созерцания джиннов, живущих в лампах - они исполнят ваше желание насладиться музыкой, надо только как следует разогреть лампу...
Измеряем напряжения накала: 6,8 на 6Н6П, 6,9 на 6Н1П. Лампы в "перекале", джиннам жарковато...
Но чего греха таить, это явление вполне знакомо, когда заказываешь силовик с первичкой на 220 В. В условиях хрущевок с их понижениями сетевого напряжения вполне себе нормально будет. В более-менее новых домах в сети обычно 230-240 В, надо силовики заказывать на 240 В - не ошибетесь.
После проверки анодных напряжений и замера режимов можно подключить приборы...
Правый канал:
Левый канал:
Видимо, такова сермяжная правда аудио-усилков: нагородить огромное количество ламп, получить мизерную мощность и успокоиться. Такую мощность можно получить из однотакта Манакова на одной (!) лампе (ну, при желании плюс кенотрон - 2 лампы).
Теперь можно прикрепить цветомузыку:
Берем не очень дорогие (300$ за сантиметр), но неплохие по качеству акустические кабели и подключаем АС.
АС я использую референсные, 99000$ за штуку. Конечно, не фонтан, но для полочников звучат сносно - по крайней мере, не вызывают рвотных спазмов и могут быть использованы для прослушивания усилителей такого уровня.
Для прослушивания были выбраны совершенно разноплановые композиции. От классики (AC/DC - Back in Black) до рок-н-ролла (Savatage - Morphine Child), немного фьюжена (Motorhead - Rock Out), ну и, конечно, джаз (Slipknot - people=shit).
Усилитель порадовал собранной, артикулированной серединой. Верхняя середина детальна, подчеркивает богатство обертонов. Нижняя середина слегка размыта, ей не зватает собранности. Средняя середина - посредственная. Верхи - кристальные, звонкие. Скрипки поражают писком обертонов на флажолетах, тарелки так и просят, чтобы на них положили еды. Наконец, басы - самое вкусное. Бас рыхловатый и бархатный, но в то же время упругий. Поразила детализация на низах: слышно, как попердывает басист Саватажа, пока гитарист пилит соло. Панорама широкая, но плоская. Сибилянтов в вокале Лемми Киллмистера не замечено.
Перейдем теперь к серьезному обсуждению того, как можно подходить к строительству усилителей, а как - нельзя. Итак, всегда есть вопросы вкуса (субъективные) - их решать автору на свое усмотрение. Но есть вопросы надежности, технической рациональности - они объективные, их все обязаны прорабатывать с крайней тщательностью.
- навесной монтаж или плата - это вопрос вкуса. Но соединение ног компонентов должно быть жестким относительно шасси! В сабже мы видим, как три ноги держатся друг за друга, вися в воздухе. Напрягитесь и попробуйте представить себе эту параноидальную картину.
- тип применяемых резисторов - вопрос вкуса. Но МОЩНОСТЬ и номинал должны быть рассчитаны с запасом, исходя из протекающего по ним тока!
- выбор схемы - дело куса. PP или SE, тип ламп - вариантов масса. Но запаралелливать триоды в баллоне и ставить в разные плечи РР - почему? Симметрия триодов в баллоне - не выше 6% разброса, этого хватит. Зато при повреждении одного из баллонов (как в нашем случае) аварии для выходника не произойдет!
- опять же, выбор схемы - за автором, но какой смысл стабилизировать анодное питание ФИ?
Но немного понятен становится подход создателя усилителя: чтобы обезопасить пользователя от взрывов компонентов, надо заковать его (усилитель) в пятимиллиметровую стальную броню. Тороидальный силовик тоже закован, посматриваю на него с недоверием: мало ли...